|
РодителямКак помочь детям подготовиться к экзаменам?Уважаемые родители! ЕГЭ и ГИА основаны на тестовых технологиях.
Тестирование как новая форма
экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех
участников образовательного процесса. Самое главное в ходе подготовки к экзаменам - это снизить
напряжение
и
тревожность ребенка, а так же обеспечить подходящие
условия для занятий. Подбадривайте детей, хвалите их за то,
что они делают хорошо. Повышайте
их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем
более
вероятность допущения ошибок. Не повышайте тревожность ребенка
накануне экзаменов - это может
отрицательно сказаться на результате экзамена. Ребенку всегда передается
волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут
справиться со
своими эмоциями, то ребенок, в силу возрастных особенностей может
эмоционально
"сорваться". Наблюдайте за самочувствием ребенка.
Никто, кроме Вас, не сможет вовремя
заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с
переутомлением, стрессом. Первый шаг на пути избавления вашего ребенка
от
стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определенные
признаки,
сообщающие о том, что он испытывает стресс. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте
перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с
отдыхом. Оптимальный режим занятий – 40 минут, 10 минут перерыв. В
перерыве
лучше заняться не умственной, а физической деятельностью: помыть посуду,
громко
спеть свою любимую песню, потанцевать, слепить из газеты свое
настроение,
порисовать. В зависимости от того, кто Ваш ребенок – «жаворонок» или
«сова»,
пусть занимается преимущественно утром или вечером. Днем можно (и нужно) заниматься и «совам», и «жаворонкам».
Обеспечьте дома удобное место для
занятий, проследите, чтобы никто из
домашних не мешал. Хорошо бы ввести в интерьер для занятий желтые и
фиолетовые
цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность – достаточно
повесить
на стену картину, сшить покрывало или подушки, или просто развесить над
столом
листы цветной бумаги. Обратите внимание на питание ребенка: во
время интенсивного умственного
напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища,
сбалансированный
комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага
стимулируют
работу головного мозга. Помогите детям распределить темы
подготовки по
дням. Ознакомьте ребенка с методикой
подготовки к экзаменам. Не имеет смысла
зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые
моменты и
уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие
схематические
выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он
этого не
умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и
определения можно выписать на листочках и повесить над письменным
столом, над
кроватью и т.д. Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка для
подготовки были различные
варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество
различных
сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренировка ребенка
именно в
форме тестирования, ведь эта форма отличается от привычных ему
письменных и
устных экзаменов. Заранее во время тренировки по тестовым
заданиям приучайте ребенка
ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка
будет навык
умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, придаст ему
спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов,
обязательно дайте ему часы на экзамен. Накануне экзамена обеспечьте ребенку
полноценный отдых, он должен
отдохнуть и как следует выспаться. Посоветуйте детям во время экзамена
обратить внимание на
следующее: 1. пробежать
глазами весь тест, чтобы увидеть,
какого
типа задания в нем содержатся, это поможет
настроиться на работу; 2. внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл
(характерная
ошибка во время тестирования - не дочитав до
конца,
по
первым словам учащиеся уже предполагают, ответ и
торопятся его вписать); 3.
если не знаешь ответа на вопрос или не
уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему
вернуться; 4. если не смог в
течение отведенного времени ответить на
вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее
вероятный
вариант ответа. Не тревожьтесь о количестве баллов,
которые ребенок получит на экзамене,
не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что
количество
баллов не является совершенным измерением его
возможностей. Признаки
стресса: - физические: хроническая усталость,
слабость, нарушение сна (сонливость
или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или
выраженная
сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые
затруднения (заикания и пр.), резкая прибавка или потеря в весе,
боли различного характера (в голове, груди, животе, шее, спине и
т.д.). - эмоциональные: беспокойство,
сниженный фон настроения, частые
слезы, ночные кошмары, безразличие к окружающим, близким, к
собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность,
раздражительность, нервозность по пустяковым
поводам. - поведенческие: ослабление памяти,
нарушение концентрации внимания,
невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений,
потеря интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения
(кручение волос, кусание ногтей, притопывание ногой, постукивание
пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел
на
завтра, изменение пищевых привычек (голодание или избыточный прием
пищи),
злоупотребление лекарствами, употребление алкоголя,
курение. Рекомендации для
родителей в помощь
детям Нередко нервозность нагнетают родители выпускников своими
рассуждениями о
ненужности
и
неправильности
ЕГЭ. Совет для родителей - раз уж
Единый
государственный экзамен неизбежен, постарайтесь
не накручивать ребёнка и не нагнетайте
ситуацию. Слово «экзамен» переводится с латинского
как «испытание».
И именно испытаниями, сложными, подчас
драматичными, становятся выпускные
экзамены для одиннадцатиклассников. Многие юноши и девушки после
небольшого
перерыва снова подвергаются проверке знаний и умений – уже на
вступительных
экзаменах. Безусловно, экзамены – дело сугубо
индивидуальное, где выпускник или
абитуриент оказывается один на один с комиссией. А родителям остается
только
волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или
пытаться
поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их
силах. Замечательно, если у родителей есть
возможность оплачивать занятия с
репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна
ограничиваться. Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику
наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к
выпускным и
вступительным испытаниям. Помощь взрослых очень важна для учащегося,
поскольку
ему, кроме всего прочего необходима еще и психологическая готовность к
ситуации
сдачи экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто сдает
экзамены, независимо от их результата,
постигает самую важную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной
ситуации, а
провалившись – вдохнуть полной грудью и идти
дальше.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||