Среда, 22.11.2017, 22:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя математики Татьяны Клюевой

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [2]

Праздники
Праздники России

Сегодня
Новости в Новоузенске
Новости в стране
LENTA.RU
VESTI.RU
Новости в Саратове
Курсы валют

Форма входа
E-mail:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Нравственное воспитание и развитие личности на уроках математики в сельской школе

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ                НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

Клюева Т.Г., (Саратовская область Новоузенский район село Куриловка, учитель математики МОУ СОШ с. Куриловка Новоузенского района Саратовской области, klyeva73@mail.ru)

          Для современного Российского общества актуальность и значимость качественного образования, способность к генерации новых знаний была и остаётся важнейшей ценностью. Глубоко знающий свой предмет преподаватель, способный не просто передать информацию, а увлечь учеников, воспитать их в духе поиска, активного процесса мышления, должен стать тем фундаментом, опираясь на который система образования сделает качественный рывок вперёд.

          Однако только благодаря взаимным усилиям со стороны государства, общества, поддержки в правовом, организационном, финансовом отношениях школа будущего, наша Новая школа, станет оплотом не только знаний, но и тем живым растущим организмом, который позволит собрать воедино всё самое лучшее, сможет способствовать претворению в жизнь главного дела любого учителя – развить Личность, воспитать Человека. Именно с этих общечеловеческих, социально значимых гражданских позиций следует отталкиваться, когда речь идёт о процессе обучения и воспитания.

          На современном этапе развития образования предполагается создание всех необходимых условий для реализации творческого потенциала личности, условий, при которых вместе с накоплением и применением знаний, развивались бы склонности, способности, интересы каждого ученика.           Академик А.Александров отмечает «…цель школьного образования состоит в том, чтобы дать человеку основные практически нужные знания и развить его личность».

           Акцент ставится на воспитании гармонически развитой личности, способной к творческому самоопределению, самореализации, формировании в обучающихся способности к  самостоятельному критическому мышлению, эффективному сотрудничеству, открытости для новых связей, контактов.

          Общекультурная значимость учебного предмета «математика» в средней школе наряду с её основными ценностями не вызывает сомнения. Однако особенности преподавания математики в сельской школе отрицать невозможно.

В умелых руках учителя, педагога математика, как скальпель хирурга, может сделать поистине уникальные вещи.

          Современные образовательные технологии обучения и воспитания в сочетании с традиционными формами и методами  в полной мере способствуют реализации поставленных задач Российского образования нового уровня: доступности, качества, эффективности.

          В Саратовской области имеется ряд существенных особенностей, которые, безусловно, влияют на развитие образовательной  системы в целом. «Отличительная особенность региона состоит в том, что 927 школ расположены в сельской местности, а это более 71%, причём, только 30% от общего числа учащихся обучается в сельских школах…Доля малокомплектных школ достаточно велика – 58%».[1,с.10]

          На уроках и во внеурочной деятельности широко применяются современные технологии: ИКТ, проектно-исследовательская деятельность, личностно-ориентированное обучение и т.д. Уже трудно представить урок без использования мультимедийного оборудования, компьютера, интерактивной доски, ЦОР. Слово «интернет» стало нарицательным.

          Однако проблемы воспитания личности остались прежними: как найти ту золотую середину, чтобы взаимосвязь процесса обучения и воспитания дала ожидаемый положительный эффект. Ведь не секрет, что не каждый учитель, педагог в полной мере владеет всеми необходимыми инструментами для претворения намеченных планов, реализации идей. И здесь следует обратить внимание на личность самого  педагога, его внутреннюю сущность, готовность к реализации задач на современном этапе развития образования. От сознания успешности самого педагога, его внутренней самоорганизации, личности будет во многом зависеть процесс обучения и воспитания. «Для правильного разрешения практических задач чрезвычайно важна в качестве предпосылок успешности деятельности не просто сумма необходимых свойств (способностей), а определенная структура способностей и одаренности личности педагога».[2,с.43-44]

          Нравственность – один из основных способов нормативной регуляций действий человека в обществе. Нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий  в себя педагогические и социальные явления. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, он длителен и непрерывен, а результаты отсрочены  во времени. Кроме того, его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс.

          Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь; направлен на овладение правилами и нормами поведения.

          Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие, и на воспитание эстетических чувств и интересов.

          Формирование морального облика протекает в процессе многогранной деятельности детей (играх, учебе и т.д.), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми младшего возраста, с взрослыми.

          Таким образом, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания форм, методов и приемов педагогических действий.

           Важное значение для идейного и нравственного формирования школьников имеет не только содержание, но и грамотная организация учебного процесса. Для этого необходимо познавательную деятельность учащихся строить как коллективную, несомненно, не забывая о том, что каждый ребенок, существуя в социуме, является одновременно и отдельной личностью.

          Групповая и коллективная работа учащихся возможна на уроках практически по всем учебным предметам, в том числе и по математике. Для разных ступеней обучения преобладающими могут являться как групповые, так и индивидуальные, парные, коллективные виды работ. Это тесно связано с целями, задачами обучения, возрастом учащихся, другими факторами. На уроках математики  мной используются различные формы организации учебно-воспитательного процесса. При этом все элементы активно взаимодействуют: и цель, и содержание, и средства, и методы, и организация.

          Успешное нравственное развитие возможно лишь тогда, когда вся организация учебного процесса учителем направлена на то, чтобы яркие, сильные стороны личности каждого ученика были осознаны не только им самим, но и в определенной степени и его товарищами. Это создает благоприятное эмоциональное состояние школьника в коллективе, являясь движущим мотивом для дальнейшего  развития личности.

          Что же обеспечивает эффективность нравственного воспитания на уроке? Научность и  идейность содержания урока, нравственно-эмоциональный заряд методов и приёмов работы учителя, компетентность педагога, нравственная направленность его личности, отношение к изучаемому материалу и ещё много взаимосвязанных составляющих.

           Воспитание нравственности у подростков происходит под воздействием взаимоотношений людей, окружающих школьника, его сверстников, людей старшего и предшествующих поколений. Педагогический процесс всегда связан не только с учителями, но и  с «явно не присутствующими учителями». В качестве авторитетных о «отсутствующих учителей» успешно выступают различные выдающиеся личности, деятели науки и культуры, в том числе и учёные-математики. Исторический материал, действуя на сознание,  на чувства и помыслы школьников, формирует их нравственные идеалы. Поэтому исторический материал обладает огромным потенциалом для патриотического и интернационального воспитания личности школьников.

          Система работы педагога, учителя в полной мере зависит от его взаимодействия с учениками, родителями, общественностью, коллегами, администрацией. В качестве положительного примера можно привести систему воспитательной работы в нашей школе. Сохранение, приумножение национальных традиций, уважение культурного наследия предков, патриотическое воспитание – всё это не просто слова.

          Нравственный опыт школьников формируется не только в учебной деятельности. В сельской местности практически все семьи имеют личные приусадебные хозяйства. Ребята активно участвуют в общественно-полезном труде. Посильный труд ребят в школе, дома также формирует высоконравственную личность, а отношение к труду, сплетаясь воедино с учебным процессом, создает атмосферу формирования гармонически развитой личности. Именно эта особенность обучения в сельской местности дает неповторимую возможность сочетания двух важнейших составляющих: учёбы и труда. И грань между этими понятиями определить практически невозможно: мы говорим, что учёба - это труд, а труд – это учёба. И хочется вспомнить историю, как юноша Ломоносов, с малых лет приученный к труду, смог преодолеть долгий путь от крестьянина-помора, и стать великим ученым, именем которого гордится Россия. Может быть, пройдет не так уж много лет, когда село, сельский учитель и сельские дети станут синонимами возрождения современной России.

         Урок математики -  45 минут поиска и надежд, взлетов и падений, верных ответов и ошибок, шаг в будущее, которое может быть ясным и отчетливым или далеким и туманным. Самое главное, чтобы все шагали: учитель, ученики, все -  вместе, дружно. И тогда не придется искать причину и повод для разочарования, грусти. Захочется жить, учиться и учить, любить и верить, что жизнь прекрасна!

          Учитель может создать новый комфортный образовательный процесс, может построить систему воздействия на детский коллектив, на отдельную личность ребёнка. Именно учитель может изменить школу, сделать её современной.

  

   

Литература

1.     Общественное обсуждение комплексного проекта модернизации образования в Саратовской области./Остроумов И.Г., Семенищев В.А., Суркова А.В. – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2008. – 40 с.

Пути повышения качества школьного математического образования/Материалы IV областной научно-методической конференции. – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2009. – 8
Категория: Мои статьи | Добавил: Tanja73 (21.11.2010) | Автор: Татьяна Клюева
Просмотров: 5266 | Комментарии: 1 | Теги: Нравственность, воспитание, школа, учитель, личность | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Погода

Ваш голос
Проголосуй за наш сайт

Друзья сайта
  • МОУ СОШ с.Куриловка
  • Сообщество uCoz
  • РОНО Новоузенского района
  • Инструкции для uCoz
  • Шишкин А.

  • Поиск сайтов
    Yandex
    Рамблер
    Апорт
    AltaVista
    Yahoo!


    Немного цифр

    Поиск

    Полезный софт
    Opera Firefox Google Chrome Download Master
    QIP Skype Torrent TeamViewer
    Picasa IrfanView CheMax DAEMON Tools
    AIMP KMPlayer BSplayer K-Lite Codec Pack

    Установить Adobe Flash Player

    Статистика сайта

    Газеты
    Учительская газета
    Вести образования