Как помочь детям подготовиться к экзаменам?
Уважаемые родители!
ЕГЭ и ГИА основаны на тестовых технологиях.
Тестирование как новая форма
экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех
участников образовательного процесса.
Самое главное в ходе подготовки к экзаменам - это снизить
напряжение
и
тревожность ребенка, а так же обеспечить подходящие
условия для занятий.
Подбадривайте детей, хвалите их за то,
что они делают хорошо. Повышайте
их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем
более
вероятность допущения ошибок.
Не повышайте тревожность ребенка
накануне экзаменов - это может
отрицательно сказаться на результате экзамена. Ребенку всегда передается
волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут
справиться со
своими эмоциями, то ребенок, в силу возрастных особенностей может
эмоционально
"сорваться".
Наблюдайте за самочувствием ребенка.
Никто, кроме Вас, не сможет вовремя
заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с
переутомлением, стрессом. Первый шаг на пути избавления вашего ребенка
от
стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определенные
признаки,
сообщающие о том, что он испытывает стресс.
Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте
перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с
отдыхом. Оптимальный режим занятий – 40 минут, 10 минут перерыв. В
перерыве
лучше заняться не умственной, а физической деятельностью: помыть посуду,
громко
спеть свою любимую песню, потанцевать, слепить из газеты свое
настроение,
порисовать. В зависимости от того, кто Ваш ребенок – «жаворонок» или
«сова»,
пусть занимается преимущественно утром или вечером. Днем можно (и нужно) заниматься и «совам», и «жаворонкам».
Обеспечьте дома удобное место для
занятий, проследите, чтобы никто из
домашних не мешал. Хорошо бы ввести в интерьер для занятий желтые и
фиолетовые
цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность – достаточно
повесить
на стену картину, сшить покрывало или подушки, или просто развесить над
столом
листы цветной бумаги.
Обратите внимание на питание ребенка: во
время интенсивного умственного
напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища,
сбалансированный
комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага
стимулируют
работу головного мозга.
Помогите детям распределить темы
подготовки по
дням.
Ознакомьте ребенка с методикой
подготовки к экзаменам. Не имеет смысла
зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые
моменты и
уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие
схематические
выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он
этого не
умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и
определения можно выписать на листочках и повесить над письменным
столом, над
кроватью и т.д.
Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка для
подготовки были различные
варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество
различных
сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренировка ребенка
именно в
форме тестирования, ведь эта форма отличается от привычных ему
письменных и
устных экзаменов.
Заранее во время тренировки по тестовым
заданиям приучайте ребенка
ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка
будет навык
умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, придаст ему
спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов,
обязательно дайте ему часы на экзамен.
Накануне экзамена обеспечьте ребенку
полноценный отдых, он должен
отдохнуть и как следует выспаться.
Посоветуйте детям во время экзамена
обратить внимание на
следующее:
1. пробежать
глазами весь тест, чтобы увидеть,
какого
типа задания в нем содержатся, это поможет
настроиться на работу;
2. внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл
(характерная
ошибка во время тестирования - не дочитав до
конца,
по
первым словам учащиеся уже предполагают, ответ и
торопятся его вписать);
3.
если не знаешь ответа на вопрос или не
уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему
вернуться;
4. если не смог в
течение отведенного времени ответить на
вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее
вероятный
вариант ответа.
Не тревожьтесь о количестве баллов,
которые ребенок получит на экзамене,
не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что
количество
баллов не является совершенным измерением его
возможностей.
Признаки
стресса:
- физические: хроническая усталость,
слабость, нарушение сна (сонливость
или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или
выраженная
сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые
затруднения (заикания и пр.), резкая прибавка или потеря в весе,
боли различного характера (в голове, груди, животе, шее, спине и
т.д.).
- эмоциональные: беспокойство,
сниженный фон настроения, частые
слезы, ночные кошмары, безразличие к окружающим, близким, к
собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность,
раздражительность, нервозность по пустяковым
поводам.
- поведенческие: ослабление памяти,
нарушение концентрации внимания,
невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений,
потеря интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения
(кручение волос, кусание ногтей, притопывание ногой, постукивание
пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел
на
завтра, изменение пищевых привычек (голодание или избыточный прием
пищи),
злоупотребление лекарствами, употребление алкоголя,
курение.
Рекомендации для
родителей в помощь
детям
Нередко нервозность нагнетают родители выпускников своими
рассуждениями о
ненужности
и
неправильности
ЕГЭ.
Совет для родителей - раз уж
Единый
государственный экзамен неизбежен, постарайтесь
не накручивать ребёнка и не нагнетайте
ситуацию.
Слово «экзамен» переводится с латинского
как «испытание».
И именно испытаниями, сложными, подчас
драматичными, становятся выпускные
экзамены для одиннадцатиклассников. Многие юноши и девушки после
небольшого
перерыва снова подвергаются проверке знаний и умений – уже на
вступительных
экзаменах.
Безусловно, экзамены – дело сугубо
индивидуальное, где выпускник или
абитуриент оказывается один на один с комиссией. А родителям остается
только
волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или
пытаться
поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их
силах.
Замечательно, если у родителей есть
возможность оплачивать занятия с
репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна
ограничиваться. Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику
наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к
выпускным и
вступительным испытаниям. Помощь взрослых очень важна для учащегося,
поскольку
ему, кроме всего прочего необходима еще и психологическая готовность к
ситуации
сдачи экзаменов.
Согласитесь, что каждый, кто сдает
экзамены, независимо от их результата,
постигает самую важную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной
ситуации, а
провалившись – вдохнуть полной грудью и идти
дальше.
-
Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки, – на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые – в часы спада.
-
Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы зададите вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.
-
Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
-
Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.
-
В выходной день, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов вступительных задач по математике из справочника для поступающих в вузы. Договоритесь, что у него будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники
-
Остановите испытание, когда закончится время, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?
-
Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающими телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
-
Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил вступительный экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».